Морозовы-Борки. Разное

Уходящий дом в Морозовых-Борках

Морозовы-Борки. Записки из глубинки

Сей текст печатается без коррекции в авторском изложении конца 19-ого века

Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии……..

Том третий.

составил свящ. Иоанн Добролюбов.

Рязань. Типография В.П. Звукова 1888 г.

С. Морозовые Борки.

                                                              Ц.  Покровская.

 (в 12 в. от у.г.)

 

          Морозовые Борки, на реке Паре, в качестве «государева «села Борка» упоминается в окладн. кн. 1676 г., где находившаяся в том селе церковь наименована Покровскою; при ней показано: «дв. поп Стефан, дв. поп Тимофей, дв. дьячка Васька да Миколка Ивановы, дети поповы. Церковные земли и сенных покосов и рыбных ловель и иных угодей никаких нет, по скаске попа Стефана да попа Тимофея, а владеют они все по даче боярина Бориса Ивановича Морозова, чем отец их владел, – земли  шесть четвертей в поле в дву потомуж, сена на шестьдесят копен». В приходе к Покровской церкви, по тем же окладн. кн., состояло: «вор великого государя, в нем живут воеводы да крестьянских сто пятьдесят три двора да бобыльских двадцать семь дворов и всего, кроме государева двора и поповых и причетниковых, сто восемьдесят дворов. И по окладу с тое церкви дани платить три рубля двадцать три алтына одна деньга. Стараго окладу дани с той церкви платили двадцать пять алтын пять денег. И по новому окладу, перед старым, вновь прибыло два рубли двадцать семь алтын четыре деньги». По описным книгам находившаяся в с. Борках Покровская церковь показана деревянною, в ней находилось «на престоле одеяние кумача красного, на жертвеннике одеяние выборки крашенинной, на престоле евангелие и антимис печатные, евангелие крыто бархатом красным, евангелисты и средник сребренные резные позлащены, крест сребренной басмяной позлащен, другой писан красками, дороносица жестяная, ковчего оловянный, построен по образу, на жертвеннике святые сосуды патир и дискас и блютца, звезда и лжица белые оловянные, на сосудех покровы отласу цветного, опущены отласом красным; укропник, ковшик, два кадила, чаша водосвятная – все медные. Да в том же селе другая церковь деревянная во имя архангела Михаила». Архангельская церковь вероятно была прибылью, как об отдельно стоящей церкви в документах ХVIII ст. об ней нигде не упоминается. По тем же описн. кн. в Архангельской церкви показано: «на престоле  и на жертвеннике одеяние крашенинное, евангелие и антимис печатные, евангелие крыто бархатом красным, евангелисты и средник медные басмянные, крест древяной, писан краски, на жертвеннике св. сосуды – патир и дискас и блютца, звезда и лжица белыя оловянныя, на сосудех покровы кумача краснаго. Утвари: ризы объери белой, оплечье камки красной, шито золотом, ризы камки вышневой, оплечье изорбату цветного, ризы выбойки кумачные, епатрихиль отласу цветного, другая кумачу красного, поручи выбойки кумачной, два поеса нитных, диаконской стихарь тафты красной, другой киндяка красного, два подризника полотняных; пред местными иконами четыре лампады медные; книги – служебник да требник и прочия книги – все новопечатные».  В 1734 г. число приходских  дворов в с. Морозовых Борках показана почти тоже, что и в ХVII ст.; но к концу ХVIII ст. число их значительно сократилось, при отписке в 1779 г. от Рязанскаго уезда к Сапожковскому в нем состояло только 95 дв., в коих численность м.п. 874 души. Упоминаемая в описн. кн. Покровская церковь с приделом Архангельским в второй половине прошлаго столетия за ветхостью была разобрана, а на ея место поставлена так же деревянная и в прежнее храмонаименование, об освящении которой прихожане просили – в 1758 г. В 1805 г. эта церковь сгорела, в августе того же года управителем имения графа Дмитрия Андреевича Зубова Иваном Барлеевым подано было епарх. начальству о дозволении, на место сгоревшей деревянной, построить вновь каменную церковь. В устройстве ея приняли участие, кроме гр. Зубова, майор Петр Григорьевич Щепочкин и Николай Максимович Савинов, владельцы с.Морозовых Борков. В 1817 г., как видно из рапорта благочиннаго все постройки в каменном храме были окончены, одновременно с церковью устроены были колокольня и ограда вокруг церкви. Церковь имеет в длину сорок шесть, а в ширину восемнадцать аршин, в ней три престола: в настоящей холодной в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в придельной тёплой – в четь св. ап. Петра и Павла и св.Димитрия, митр. Ростовскаго. Внутри ограды церковной находятся два камен.  дома, один из коих служит квартирою для церковнаго сторожа, а другой, за перемещением школы на другое место, стоит пустым. Один из строителей Покровской церкви – помещ. Савинов известен как любитель хорового пения, но так как управляемый им хор состоял из дворовых девушек, что не мало смущало молящихся, то, по доносу местн. благочин. Фил. Прокопиева, Савинскому «в храме прозводить пение с девушками» в окт. 1813 г. и было запрещено. Церковной земли, об отводе которой возникало дело в 1815 и 1825 г., ныне состоит во владении причта усадебной 3, пахотной 24 и луговой 8 десятин; но плана и межевой книги на означенную землю  у причта не имеется. В состав прихода входят: село Морозовые Борки с 295 дв. и д-ни: Александровка с 69 дв., Никольская с 38 дв. и Дмитревка с 10 дв., в коих в 1885 г. состояло м.п. 1697 ж.п. 1764; в числе коих грамотных 469 об. пола. В каменном училищном доме устроенном кн. Черкасскою, ежегодно обучается до 150 мальчиков. Прихожане, кроме земледелия, занимаются производством кирпича и горшечных изделий. Благодаря ничтожным наделам, сильно страдают от безземелья и выселяются в дальния губернии – на вольныя земли. По штату 1873 г. в причте при Покровской церкви положены 2 свящ. и 2 псаломщ.

 

           (Окладн. кн. 1676 г. л. 229 обор. – Описн. кн. л. 81 и 82 – Извест. о кол. церкв. в Рязанск. епарх. за 1734 г. № 1122. – Кн. записн. новопост. № 495, л. 102; № 497, л. 305 обор. – Кн. для записн. входящ. в Косист. бумаг. Доношен. и г.Рязанск. Троицкаго мон. Алимпия о побеге присланнаго в тот мон. для пострижения иер. с.Морозовых Борков Никифор. От 7 ноябр. 1733 г. за № 254. –  прошение с. Мор. Борков прихожан о дозволении им освятить новопостроенную в том селе церковь на старом антиминсе. 1758 г. № 51. Кн. записн. челобитн. с 1688-1701 г. л. 225. Дело о повенчании с. Мор. Борков П. Васильем крестьянск. жанки Парасковки от живого мужа. Рук. хранящ. в Семинар. библ. под № 482. Приказ с.М. Борков священнослужит. о похоронении мертвых тел на новоотведен. кладбище, 1789 г. № 33. – Прош. с. М. Борков прихожан о произведении к их церкви пономаря Антона Тарасова во иерея. 1782 г. № 29. – Прош. управителя Ив. Барисова о дозволении в с. М. Борках построить, вместо сгоревшей, новую камен. церковь. 1805 г. авг. 7. № 45. – Дело, по рапорту благочин. с. Красной слободы иер. Филип. Прокопиева, о запрещении помещ. с. Мороз. Борков Николаю Савинову производить в храме пение с девушками. 1813 г. окт. 17. №43. – Дело, по прошению причта с.М. Борков, об отводе церковной земли в удобн. месте и в указанной и пропорции. 1815 г. сент. 4 № 23. – Рапорт благочин. о выстроении в с.М. Борках вновь каменной церкви, вместо сгоревшей. 1817 года сент. 3. № 29. – Дело, по прошению причта с. М. Борков, об отводе  земли удобной для хлебопашества. 1825 года сент. 20. Дело о переводе иер. Даниила Феоктистова из с. М Борков в с. Кензино, Ряжск. у. 1831г. ноября 24. Дело, по прошению иер. Петра Гаврилова,  о переводе его из с. Кензина в с. М. Борки. 1831 г. дек. 7. – Клир. вед. с 1808 – 85 г. Описн. ц. и мон. Ряз. епарх. Т. II, стр. 357. Р.е.в. 1881 г. № 3. Сп. н. м. Ряз. губ. № 2894 и 2895, 2897 и 2898).

 

Из священно – служителей означенной церкви известны:

Стефан уп. в 1676 г.

Тимофей уп. в т.г.

Василий уп. в 1695 г.

Петр

Филипп Васильев род в 1701 г. июн. 26

Никифор постр. в мон. В 1733 г.

Григорий уп. в 1734 г.

Илия Иерофеев умер. в 1743 г.

Иоанн Терентиев род. в 1743 мая 8.

Тарасий Иоаннов увол. в 1782 г.

Матфей Ананиев род. в 1781 г.

Антоний Тарасиев род в 1782 г.

Петр Иоаннов уп. в 1787 г

Афанасий Никифоров Городцев уп с 28 окт. 1811 – 24 г.

Иоаким Антониев уп. с 25 янв. 1814 – 39 г.

Даниил Феоктистов уп. с 6 дек. 1824 -31 г.

Петр Гавриилов упом. с 1831 – 45 г.

Иоанн Яковлевич Константиновский уп. с 1 июля 1839 – 84 г.

Михаил Муретов уп. с 8 февр. 1845 – 58 г.

Феодор Милованов уп с 25 дек. 1858 – 81 г.

Никита Иоаннов Сапожков уп. с 7 янв. 1881 г.

Иоанн Андреев Солидов сост. с 16 сент. 1884 г. по 1937 год.

Сергей Ильин Соллертинский с 22 февр. 1887 по ….

Иоанн Иоаннов Павлинов с 19 февр. 1893 г. по ….

Дмитрий Михайлов Воскресенский с 23 сент. 1913 г. по ….

 

           После 1917-1918 гг. все официальные данные прерываются. На сегодняшний день, мы можем пополнить данный список церковно-священнослужителей полученный из разных источников, а именно:

 

           Пищулин Евгений Иванович, с 1923 г. по 1937 г. // расстрелян 29 сент. 1937 года. //.  Родился 23 янв.1893 г. в с. Перво (ударение на первый слог) Касимовского уезда Рязанской обл.

           В 1929 г. семья Пищулиных была раскулачена, но без высылки из села (изгонять раскулаченных власти начнут чуть позже).

           Далее. 7 февр.1930 г. о. Евгений арестован по ложному обвинению (агитация против колхозного строительства). Приговор: три года лишения свободы. Отбывал срок в Архангельской обл. на лесоповале в пос. Пинега. В 1933 г. благополучно возвращается в Морозовы-Борки, но не надолго. В июле 1937 г. арестовывается во второй раз и постановлением тройки при УНКВД по Московской обл. (в тот период Сапожковский р-н входил в Московской обл.) от 26.09.1937 г. о. Евгений был признан виновным по ст.58, п.10 УК РСФСР и 27.09.1937 г. вблизи пос. Бутово Московской обл. был РАССТРЕЛЯН. В 1958 г. 09 мая постановлением Президиума Рязанской обл. суда священник Евгений Иванович Пищулин – РЕАБИЛИТИРОВАН!

 

           Барнуков Феодор Иванович, протоиерей. В Морозовых-Борках служил с 1938 г. по 22 декабря 1939 года (закрытие церкви). Родился в 1875 г. в д. Отиндеево, Лукояновского уезда, Нижегородской обл. 30 августа 1940 года. Проживая в Морозовых-Борках с сыном  Михаилом-инвалидом Империалистической войны, был арестован в четвёртый раз. Предыдущие аресты были связаны с другими областями республики, но по тем же лекалам и обвинениям. Приговор:7 лет лишения свободы в ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря) и поражение в избирательных правах сроком на 4 года по ст. 58-10,ч.1 УК РСФСР. Дальнейшая судьба НЕ ИЗВЕСТНА! Сие сведения отыскал и любезно предоставил нам о. Иоаким (Заякин).

 

           Брякин Василий Прокофьевич, с 1923 г. по 1930 г. (служитель религиозного культа, хозяйство раскулачено)-так записано в протоколе его допроса. Родился в Морозовых-Борках в 1878 г. Первый раз был арестован в 1931 г. В итоге получил 1 год лишения свободы и 5 лет высылки. Меру наказания отбыл сполна. Второй раз арестовали 22 июня 1938 г., и 23 апреля 1939 г. приговорили по ст. 58,п.10,ч.1 УК к лишению свободы на 10 лет с отбыванием в ИТЛ. В 1942 г. 27 февраля Брякин Василий Прокофьевич 1882 г.р. скончался в ИТЛ Соликамстроя. Сведения передала семья Сенякиных – Мария (правнучка Василия Прокофьевича) и её муж Дмитрий.

 

           Максимкин Егор Иванович, с 1930 г. по 1932 г. был старостой в нашем храме. Пострадал и он, но не так строго – семья была раскулачена. Данные передал Фокин Василий Петрович.

           С.Ф.: Заканчивая эту печальную страницу и переходя к следующей, хочется что-то сказать ИМ. Передать низкий поклон ИМ. Царствия Небесного всем Вам, добрые отцы церкви Христовой, и безвинно пострадавшие, и с миром ушедшие на поклон ко Господу. Простите всех нас! Молитесь за наc.

           С.Ф.: С декабря 1939 г. и до 1990 г. церковь была закрыта и использовали её, уже разграбленную и разорённую, как склад для овощей и зерна. Но наступил Великий октябрь 1989 г.  С материнской заботой и усердием Зинаидой Павловной Талалаевой свершается невозможное – у нас в Морозовых-Борках будет памятник генерал-лейтенанту от артиллерии, изобретателю миномёта, Гобято Леониду Николаевичу. 24 октября он торжественно открывается и на следующий день освящается высокопреосвященнейшим Митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном. Уверен, что сие событие подвигло односельчан и сильно подтолкнуло властей всех уровней, чтобы рядом с таким красивым памятником была восстановлена и, конечно, открыта церковь в достойном виде, а не с берёзками на куполе храма и давно провалившейся крышей зимней части церкви. Так и сложилось. Спасибо Вам, Зинаида Павловна, за Ваши старания и низкий поклон. Многая и благая Вам лета!

 

           Работая с документами Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Рязанской обл. т. С. Ножкина, я отыскал несколько интересных эпизодов связанных с нашим храмом:

  1. 1956 год. Морозовы-Борки уже более 20 лет относятся к Можаровскому району. В июне районная власть вместе с местной предприняли серьёзную попытку уничтожить храм, начав разбирать каменное здание церкви на кирпичи для хознужд района. Но, как мы знаем сейчас, у них ничего не вышло.
  2. Декабрь 1956 г. Тов. С. Ножкин жалуется Секретарю обкома КПСС т. Ларионову А.Н. о том, что его донимают заявления граждан на открытие церквей из многих уголков Рязанской обл., в том числе и из Морозовых-Борков. Он пишет, по заявлению Проказниковой Е.С. с 1674 подписями, односельчане опасаются, что здание церкви будет разрушено, т.к. уже полным ходом она разбирается по частям, а местная власть ничего не делает.
  3. 1957 г. Жительница нашего села, Чеканова Марфа Ефимовна, пишет напрямую письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР т. Ворошилову К.Б. с просьбой об открытие в нашем селе церкви. Ответ отрицательный. Дата на конверте отмечена августом того же года.
  4. С.Ф.: Наша церковь была первой, которая открылась в Сапожковском благочинии после всех передряг, начиная с 1917 года. На тот момент, действующей была Крестовоздвиженская церковь на кладбище г. Сапожка.

 

           Теперь возвратимся к нашим спискам. Начинаем с тех, кто были первыми в 1990 году, а именно:

           Чернавцев Александр, игумен. Время назначения и ухода – сведений нет(пока). Был первым священником после закрытия храма в 1939 году.

           Терешков Александр Михайлович – псаломщик.

           Ванюшкина Евфросиния – староста храма.

           Доркина Анна – казначей.

           Кузнецов Василий, с 3 мая 1990 г. Время ухода нет.

           Разуваевский Владимир, с 20 авг. 1991 г. Время ухода нет.

           Ермилов Михаил, с 28 апр. 1993 г. За штат от 31 янв. 1994 г.

           Блашков Ростислав, нет назначения. За штат от 1 апр. 1995 г.

           Гафаров Георгий, с 19 апр. 1995 г. За штат от 3 мая 1995 г.

           Кузьмин Василий, с 09 июня 1995 г. по май 2000 г.

           Кабанов Сергий, с 12 мая 2000 г. и по сей день.

 

Воспоминания о. Василия Кузьмина настоятеля Покровской церкви села Морозовых-Борков с 1995 г. по 2000 год

           1993 год. Я со своей семьёй приехал в Сапожок, где уже служил священником в Никольском храме мой старший сын Олег. Часто помогал ему в строительных и ремонтных работах по храму. В начале 1995 г. о. Олегу всё чаще приходилось отлучаться в Морозовы-Борки на требы, так как храм в селе оставался без священника. Вот тогда и сказал он мне, что мол, ты больше поможешь, если пойдёшь служить туда. Благословение на принятия священнического сана я получил от матушки Антонии её деревянным крестом. В мае 1995 г. о. Олег отвёз меня к владыке Симону и 23 мая владыка рукоположил меня в дьяконы, а 2 июня – во священники, и своим указом назначил настоятелем в село Морозовы-Борки. А матушка Анна Кузьмина стала псаломщицей. В начале этого пути, первой помощницей на клиросе была Гудкова Татьяна Александровна. Службы совершались в левом пределе, так как главный, хотя и был освящён ранее, но службы в нём не совершались по причине постоянного присутствия голубей в главном пределе. У основания купола вставлены оконные рамы, но стёкла в них были выбиты и голуби легко залетали в храм. Когда мы их застеклили, то голуби по привычке снова их разбивали. Лишь тогда они перестали докучать нам, когда были поставлены металлические сетки на окна. После этих событий на очистку пола в главном пределе собралось много прихожан. Низкий поклон всем матушкам за эту работу, она была не лёгкой. Жители Морозовых-Борков и Собчаково свою веру подкрепляли добрыми делами. Даже выходцы из Борков, живя в других городах, старались помочь храму, приезжая в свои отпуска на краткую побывку. Это сыновья Киселёвой Нины Петровны – Юрий и Александр, а также и многие другие. А вообще, надо заметить, что жители села стали более усердно помогать храму, видя, как благочестивые братья Фокины Сергий и Николай, их матушка Раиса Николаевна и отец Василий Сергеевич, живя в Санкт-Петербурге, пожертвовали колокола на храм. Надо благодарить Бога за то, что внушил эту благую мысль им, и они выполнили волю Божию. Также необходимо отметить большую помощь в приобретении лесоматериалов начальника Можарского леспромхоза Малышева, председателей колхозов: в Собчаково – Полякова Владимира Васильевича и Морозовых-Борков – Храпову (в девичестве Царёву) Нину Михайловну в помощи обеспечения транспортом. Вспоминаю ещё такой эпизод: перед каждым дождём, в храме устанавливали на полу посудины, которые быстро наполнялись водой. Требовался срочно кровельщик, которого мы нашли в Сапожке. Им оказался о. Александр Овчинников – мастер «на все руки». За 2-3 дня, живя в Борках, он починил нашу худую крышу. После этого она течь прекратилась. Надо также отметить дружный коллектив прихожан храма, который ежедневно и усердно трудился, поддерживая чистоту и благолепие храма: казначея прихода Гусеву Екатерину Алексеевну; старосту храма Ветошева Егора Поликарповича; а также Киселёву Нину Петровну – она и в хоре пела, и наводила чистоту в храме вместе с очень доброй и весёлой Марией (Котунова Мария Андреевна – в девичестве Полякова).

           А после 5 лет службы, настоятелем в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Морозовых-Борков, меня перевели на службу в Сапожок. Это было уже в далёком мае 2000 года.

 

– С.Ф.: В ближайшее время требуется установка Поклонного Креста на месте, где ранее стояла Первая церковь (и часовенка) в Морозовых-Борках по улице Церковной. Помощь в отыскании места Первой церкви оказали: дядя Коля – Николай Васильевич Мещанов (по уличному – «Король») и Фокин Василий Петрович. Также желательно установка ещё двух ПОКЛОННЫХ Крестов, справа и слева от сосны, стоящей за алтарной частью храма, на месте погребения священников и их близких. Как минимум, для Солидовых и Константиновских (есть письменные подтверждения).

 

– С.Ф.: Морозовоборковцы, кто помнит и может написать свои воспоминания о первых шагах по восстановлению нашей церкви, то милости просим! Возможны и другие разные воспоминания прошедших лет из вашей памяти и рассказов от ваших родных и близких. Ваша активность поможет получить более объёмную картину тех прошедших лет истории наших любимых Морозовых-Борков, которая будет опубликована в нашей с вами будущей книге.

 

С. Сапчаково

Церковь Архангельская

(в 15 в. от у.г.)

           Сапчаково, расположенное на берегу р. Пары и близ озн. Брейка, в качестве села с церковью «Архистратига Божия Михаила упоминается в окладн. кн. 1676 г. но без сомнения и существовала и ранее (*). При Архангельской церкви  показаны: «двор поп Анофрей, дв. дьячек Архипка Андрев, дв. проскурница Ксеница. Церковные земли и сенных покосов нет, по скаске попа Анофрея, а из помещиковых дач пашут землю шесть четвертей в поле, в дву потомуж, сена пятьдесят копен. В приходе в той церкви: пять дворов помещиковых да крестьянских пятьдесят дворов, бобыльских десять дворов и всего с помещиковыми и с поповым и с дьячковым и с просвирницыным семьдесят семь дворов, и по окладу с той церкви довелось дани платить рубль двадцать пять алтын четыре денги. Стараго окладу дани было десять алтын две денги. И по новому окладу перед прежним окладом дани прибыло рубль пятнадцать алтын две денги». По описн. кн. Архангельская церковь значится деревянною, в ней показано: на св. престоле одеяние выбойки крашенинной на жертвен. крашенинное на престоле евангелие и антимис печатные, евангелие крыто бархатом цветным, евангелисты и средник сребренные резные, позлащены, крест сребреной басменой позлащен, ковчег оловянной, дороносица медная на жертвеннике святые сосуды патир, дискос и блютца белыя оловянныя, звезда и лжица медныя, на сосудех покровы отласу цветнаго, шиты золотом, укропник и ковчег и чаша водосвятная, два кадила – все медные. Утвари: ризы объяри белой, оплечье отласу цветного, ризы тафты красной, подризник выбойки бумажной, другой полотняной, епатрихиль отласу краснаго, другая выбойчатая, поручи бархату краснаго, поес нитной тканой; пред местными иконами два подсвешника древянные, писаны красками. Книг: служебник да требник новопечатные, а старопечатных в той церкви нет. А около тоя церкви погост не огорожен». Обветшавшая Архангельская церковь в 1782 г. была заново перестроена и в том же году её дозволено было, согласно просьбе прихожан, освятить. В 1823 г. при ней устроена была колокольня, а 1822 г. церковь перекрыта новым тёсом, в 1869 г. за ветхостию была разобрана. Существующая ныне в с.Сапчакове дер. Архангельская церковь с приделами св.Димитрия Ростовскаго и в честь иконы Божией Матери Боголюбския построена в 1869 г. Церковь эта крестообразной формы, имеет в длину 40, а в ширину 24 арш., одновременно с церковью устроены колокольня и ограда. В построении церкви участвовали все прихожане, но из них главным жертвователем был помещ. Илья Иванович Писарев. В одном из приделов Архангельской ц. имянно Боголюбским устроенном в 1874 г., находится местно – чтимая икона Божией Матери Боголюбския, в богатой серебряной ризе, устроенная жителями с.Сапчакова в память избавления их от свирепствовавшей в 1848 г. в Рязанской губ. холеры. Достойно замечания, что в ближайших к Сапчакову селах – в Меньших Можарах и Морозовых Борках халера в означенном году свирепствовала с особенною силою, тогда как в Сапчакове не было почти ни одного смертнаго случая. Церковной земли во владении Архангельского причта ныне  состоит, в 2 вер. от, села, пахатной 36 дес. и в самом селе – усадебной 2 ½  дес., на которой находятся дер. дома членов причта. При церкви есть недавно отстроенный каменный дом в 16 арш. длины и 10 ширины, в котором предполагалось по инициативе местнаго священника, открыть школу с ремесленным отделением, но к открытию школы встретились будто – бы непреодолимыя препятствия  со стороны прихожан, которые отказались и от субсидии, назначенной земством в количестве 250 р.; к открытию церковно – приходской школы местная среда отнесется без сомнения с большим сочуствием. В состав прихода входят: с. Сапчаково с 194 дв. и дер. Васина (в 12 в. за р. Парою) с 9 дв., в коих числится м.п. 774 ж.п. 761, в том числе умеющих читать м.п. 180 ж.п. 38. Причта по штату 1873 г. положено: 1 свящ. и 1 псал.

 

           (Окладн.кн. 1676 г. л.229. Описн.кн.л. 84 и 85. – Кн.записн. новопост.№ 494, л.65; №495, л.55, 135 и  346. – Журн. Ряз. Консист. за 1782 г. Прош. об увольнении иер. с. Сапчакова Василия Иванова с определ. на его  место сына его Андрея Васильева. 1804 г. дек.16. № 76. – Рап. благочин. о смерти с. Сапчакова иер. Петра Николаева. 1819 г. июн. 20. – Дело о дозволении устроить в с. Сапчакове вновь колокольню 1823 г. июн.2. – Прош. с.Сапчакова, Арханг. церкви прихожан о дозволении им покрыть находящуюся в их селе церковь новым тёсом. 1829 г. февр. 12. Клир. Вед.  

 

 с 1805 – 83 г. Сп.н. м. Ряз. Губ. №2893 и 2889. Р. е. в. 1886 г. №15).

 

           Из священно-служителей означенной церкви известны:

           Онуфрий уп. с 1676 – 90 г.

           Епифан Онуфриев род. в 1690 г. марта 8.

           Сисой Архиппов род. в 1695 г. авг. 24.

           Тимофей Феодоров род. в 1700 г. ноября 30.

           Евфимий р. в 1710 г. февраля 20.

           Илья уп. в 1734 г.

           Иоанн Иоаннов.

           Василий Иоаннов увол. в 1804 г.

           Андрей Васильев уп. с 1805 – 17 г.

           Пётр Николаев Доброхотов уп. с 1817 – 1819.

           Иоанн Фролов упом. с 1820 – 22 г.

           Дионисий Алексиев уп. с 1822 – 29 г.

           Василий Иаковлев Сапожков уп. с 186г. 1830 – 56 г.

           Николай Васильев Глазунов уп. с 26 окт. 1856 – 72 г.

           Гавриил Васильев Писарев уп. с 1872 -86 г.

           Александр Воршев сост. с 1886 г.

 

 Крайне желательно найти и обозначить место, где ранее стояла Архангельская церковь и установить на том месте Поклонный Крест!